Всё в Пушкине - тайна, глубина которой завораживает и даже несколько пугает и тревожит, когда приближаешься к ней.
Современники Пушкина дружно отмечали суеверность поэта.
Просвещённый европеец, светлая голова, скептический ум и вдруг: "Сегодня видел я месяц с левой стороны и очень о тебе стал беспокоиться..." - пишет Пушкин жене.
"Опять я в Симбирске. Третьего дня, выехав ночью, отправился я к Оренбургу.
Только выехали на большую дорогу, заяц перебежал мне её.
его побери, дорого бы дал я, чтобы его затравить. На третьей станции стали
закладывать мне лошадей - гляжу, нет ямщиков - один слеп, другой пьян и спрятался.
Пошумев из всей мочи, решил я возвратиться и ехать другой дорогую...
Повезли меня обратно - я заснул - просыпаюсь утром - что же? Не отъехал я и пяти вёрст. Гора - лошади не везут - около меня человек 20 мужиков.
Чёрт знает, как Бог помог - наконец взъехали мы, и я воротился в Симбирск.
Дорого бы дал я, чтоб быть борзой собакой; уж этого зайца я бы отыскал. Теперь еду опять другим трактом.
Авось без приключений."
Или зайцев в те времена была тьма - тьмущая, или Пушкину как - то особенно не везло, но эти ушастики точно караулили его, приводя в трепет и бешенство.
"Имение, где Пушкин жил в Нижнем, - рассказывает В.В. Новосельцева, находится в нескольких верстах от села Апраксина, принадлежавшего семейству Новосельцевых, которых поэт очень любил, в особенности и хозяйку дома, милую и добрую старушку". Госпожа Новосельцева праздновала свои именины,
и Пушкин обещал приехать к обеду, но его долго и напрасно ждали и решили сесть за стол без него.
Опоздавший Пушкин объяснил причину своей задержки тем, что заяц перебежал ему дорогу, и он был вынужден вернуться домой, выйти из коляски, сесть в неё снова и приехать на именины.
Всюду - в переписке, в воспоминаниях современников, на протяжении всей жизни поэта встречались следы его суеверности.
Весьма пристрастный биограф Пушкина, его племянник Л.Н.Павлищев, сын сестры поэта Ольги Сергеевны, описывает следующее: "Многим покажется очень странным, что Пушкин, при всём своём умственном развитии... придавал подобные значения и февральским дням, и встрече с попами и зайцами. Он также терпеть не мог подавать или принимать от знакомых руку, особенно левую, через порог, не выносил ни числа тринадцати за столом, ни просыпанной на стол соли, ни подачи ему за столом ножа. Почешется у него правый глаз - ожидает он в течение суток неприятностей. Встретит ли, выйдя из дома, похороны, - говорит: "Слава Богу! Будет удача" .Если же, находясь в пути, увидит месяц от себя не с правой, а с левой стороны, - призадумается и непременно прочтёт про себя "Отче наш" да три раза перекрестится" .

читать дальше