Жители горных деревень западного Непала, следуя древнему обычаю и собственным суевериям, изолируют от остального общества женщин, когда у тех идут месячные. Раз в месяц их помещают в нечеловеческие условия.
Различные запреты и ограничения, связанные с женским менструальным циклом, существуют во многих культурах. В западном Непале они принимают крайние формы – женщин на время месячных изолируют от общества, помещая в специальное место – чхаупади.
читать дальшеКак правило, это грязный темный сарай, неиспользуемый хлев, просто навес, а иногда и вовсе кусок земли под открытым небом. В этих помещениях часто нет окон и даже места, чтобы просто лечь и вытянуться в полный рост.
Пользоваться теплыми одеялами, чтобы согреться в ненастье, женщинам запрещено. В их распоряжении только грубое и тонкое тряпье.
Им позволено питаться только сухофруктами, орехами, рисом и зелеными овощами. Никакого мяса или молочных продуктов. Готовить себе пищу им также не позволено.
Эти женщины могут выходить за пределы чхаупади, но им запрещено заходить даже во двор собственного дома, посещать храмы, школы и другие здания общего пользования.
Когда у девочки впервые начинаются месячные, ее отправляют в чхаупади на 11 дней. Затем отлучение длится семь дней, но в некоторых случаях и дольше. Также в чхаупади на 11 дней отправляют женщин после родов.
Все эти запреты связаны с суевериями непальцев, которые считают женщину во время месячных и после родов грязной. Считается, что если «грязная» женщина прикоснется к мужчине, он заболеет, если к корове – она перестанет давать молоко или же молоко будет дурным, если прикоснется к дереву – его плоды будут вредными, а само дерево вскоре зачахнет.
Зачастую такая изоляция заканчивается плачевно, ведь женщин отправляют в чхаупади в любую погоду, оставляя их наедине с сыростью, холодом и голодом. Часто они подрывают свое здоровье и умирают, иногда прямо в чхаупади. Женщины-изгои становятся жертвами диких зверей, в сезон дождей особою опасность представляют змеи. Оторванные от семьи молодые девушки становятся жертвами насильников, которым плевать на суеверия местных жителей.
Если же в чхаупади условия более или менее сносные и женщина не умирает раньше времени, то к моменту прекращения цикла она в общей сложности проводит в чхаупади около десяти лет.
В 2005 году правительство Непала запретило практиковать чхаупади, но в большинстве случаев горные непальцы продолжают следовать традиции. Но есть и те, кто не желает поддаваться суевериям и борется за свои права.
Двадцатидвухлетняя Муна Деви Сауд (Muna Devi Saud) из деревеньки Легудсен (Legudsen) говорит, что не позволит отправлять свою дочь в чхаупади. А вот ее мать Джамуна Деви Сауд (Jamuna Devi Saud), хоть и рада бы не удаляться раз в месяц в чхаупади, не собирается отказываться от ежемесячного изгнания. Она считает, что обычаи надо соблюдать, и не нарушает установленных в обществе порядков.
И все же она признается, что если бы остальные женщины ее деревни прекратили удаляться в чхаупади, престала бы и она. И также думают практически все женщины в Легундсене, пишет в своем блоге Навеш Читракар (Navesh Chitrakar) – фотограф, который побывал в этой деревеньке и поговорил с местными женщинами.
Ягарай Бхул (Yagraj Bhul) потерял в чхаупади свою 15-летнюю дочь. Сармила была крепкой и здоровой девушкой, но однажды отец нашел ее мертвой в чхаупади. Она лежала на полу, накрытая тонким грубым покрывалом, была холодна и не подавала признаков жизни.
Никто не знает, почему она умерла, ведь чтобы провести вскрытие потребовалось бы вести ее тело в ближайший город Доти и отдать за поездку 15 тысяч непальских рупий (около 150 долларов), а таких денег у сеьми нет.
У Яграя осталось еще семь дочерей и жена, и он запретил им соблюдать старый обычай, несмотря на недовольство соседей по деревне. Бабушка покойной Сармилы рада такому решению главы семейства, хотя и сожалеет, что для этого ее любимой внучке пришлось умереть.
(с) Манолова Оля
@темы:
Удивительное рядом!,
познавательное
После этого язык не повернется сказать что мы плохо живем.